Изящные, широкие линии парусника выше ватерлинии опровергают очень трудолюбивую и функциональную часть лодки под водой — киль. Слово киль, имеющее скандинавские и голландские корни, относится либо к структурному, либо к гидродинамическому компоненту судна.
Приведенная ниже информация описывает основные функции килей парусника. Чтобы убедиться, что киль работает так, как задумано, и что балласт находится в хорошем состоянии, состояние киля следует регулярно проверять, как во время буксировки, так и в воде. Для фрахтователей, рассматривающих парусное судно, особенно любого размера, разумно получить представление о характеристиках киля, типе балласта и других деталях задолго до отправления.
Кили на не парусных лодках
На неплавающих судах, таких как коммерческие грузовые суда, массивная плита, которая служит днищем судна, обычно называется килем. Его форма разработана с учетом потребностей судна в перевозке грузов или специального использования и обеспечивает прочность корпуса. Некоторые грузовые и круизные суда строятся с продольным килем, обычно называемым плоской пластиной, прикрепленной к корпусу под углом и проходящей параллельно палубе судна, для обеспечения большего контроля направления и устойчивости. На небольших судах, таких как траулеры, буксиры или паромы, киль-брус часто крепится к корпусу и служит той же цели. Корпуса прогулочных моторных лодок, как правило, плоские и не имеют килей.
Во время строительства судна “закладка киля” обычно является первым строящимся элементом и, согласно морской традиции, является знаменательным событием, обычно отмечаемым церемонией: с этого события начинается жизнь корабля. Только спуск судна на воду считается более значительным.
Типы килей и их назначение на парусниках
У всех парусников есть киль, центроплан или кинжальный борт. Как правило, на больших лодках киль представляет собой удлиненную лопастеобразную конструкцию, идущую от днища корпуса, в основном перпендикулярно палубе лодки, и является неотъемлемой конструктивной частью судна — он обеспечивает противовес, подъемную силу, контролирует боковое движение, удерживает балласт лодки (обычно свинец, песок, или вода) и помогает предотвратить опрокидывание. Кили могут быть неподвижными или подвижными и могут убираться или полностью сниматься для плавания на мелководье. Когда лодка “кренится” или наклоняется в одну или другую сторону, киль и его балласт противодействуют боковой силе, предотвращая полное опрокидывание лодки.
Полный киль, плавниковый киль и другие кили
Два наиболее распространенных киля на прогулочных парусниках — это полный и плавник. Полный киль, который, скорее всего, будет установлен на парусниках с голубой водой, гораздо более устойчив, чем плавниковый киль, но медленнее и сложнее маневрировать, особенно в ближнем бою. Прибрежные и гоночные парусники обычно оснащаются той или иной версией плавникового киля.
И наоборот, плавниковый киль сравнительно меньше. Его размер обеспечивает меньшую водонепроницаемость и, следовательно, обеспечивает более высокую скорость. Другие типы килей парусных лодок включают длинный плавник, плавник-луковицу и поворотный киль. Гибридные кили с луковицами обычно несут балласт в луковице. Балласт для прогулочных парусников обычно заключен в стекловолокно и прикреплен к корпусу лодки; при таком расположении вес распределяется по всему килю, а не только по дну киля. Катамараны обычно не имеют килей; у некоторых могут быть даггеры, которые выполняют ту же функцию, что и традиционный киль.
Силы, которые влияют на парусную лодку
Четыре силы воздействуют на парусную лодку на ходу. Два фактора, которые непосредственно влияют на движение, — это сила ветра и вязкость воды. Ветер раскачивает лодку, а вязкость воды замедляет ее движение, а задействованная гидродинамика помогает ей сохранять желаемый курс. Две другие силы, гравитация и плавучесть, также играют важную роль: гравитация тянет лодку вниз, а плавучесть тянет ее вверх, удерживая на плаву. Оба являются важными компонентами в парусном спорте.
Кили парусника используют поступательное движение лодки для создания подъемной силы, которая противодействует силе ветра с подветренной стороны и преобразует присущее парусам боковое движение ветра в поступательное движение. Киль также удерживает балласт, обычно размещаемый в нижней части киля, что помогает предотвратить опрокидывание. Без киля или центроплана лодка просто двигалась бы вбок, прочь от ветра. Киль правильной формы толкает лодку вперед, слегка смещаясь с подветренной стороны (в сторону от ветра).
Когда ветер дует поперек парусов, несколько гидродинамических сил под лодкой помогают создать подъемную силу и позволяют лодке восстановиться после лавирования. Широкая плоская поверхность киля создает боковую силу, вытесняя воду, противоположную кренящему движению. Хотя кили имеют гораздо меньшую площадь поверхности, чем паруса, плотность воды вокруг киля позволяет ему создавать силу, достаточно сильную, чтобы противостоять кренящему движению.
Что такое заземление и как его избежать
Во время плавания на парусной лодке важно работать на достаточно большой глубине, чтобы киль не сел на мель в грязи, песке или другом материале, покрытом водой, которая слишком мелкая.
Посадка на мель — это бич моряков на парусниках всех типов и размеров, и это случается часто. Здесь, безусловно, применима известная фраза из парусного спорта: “Моряк, который утверждает, что никогда не садился на мель, либо лжет, либо лодка никогда не покидает слип”. Посадка на мель может создать некоторые потенциальные проблемы столкновения или безопасности экипажа, но опытные моряки могут выйти из большинства ситуаций с минимальным ущербом для лодки и эго.
Однако посадка судна на мель может привести к повреждению киля, потере балласта и, возможно, нарушению целостности конструкции судна. В зависимости от степени заземления киля, типа материала днища, в котором заземлена лодка, размера и веса лодки, а также условий прилива, течения и ветра, помимо других факторов, освобождение лодки может быть дорогостоящим и трудоемким.
Чтобы избежать посадки на мель, моряки должны уделять пристальное и постоянное внимание картам с данными о глубине воды и отметками мелководья. Кроме того, они должны учитывать глубину киля, особенно в незнакомых водах, при швартовке или во время маневрирования в ближнем бою.
Эффективное и веселое плавание — это вызов. Моряки постоянно регулируют паруса, положение лодки и вес на борту, чтобы найти тонкий баланс между доступным ветром, приливами, течениями и характеристиками лодки, и используют эти компоненты, чтобы позиционировать лодку для безопасного движения в желаемом направлении. Часть проблемы состоит в том, чтобы понять, как киль взаимодействует с парусами, и использовать это взаимодействие для эффективного плавания.