Что такое проблема агентства?
Проблема агентства — это конфликт интересов, присущий любым отношениям, в которых ожидается, что одна сторона будет действовать в интересах другой стороны. В корпоративных финансах проблема агентства обычно относится к конфликту интересов между руководством компании и акционерами компании. Предполагается, что менеджер, действующий в качестве агента акционеров или принципалов, должен принимать решения, которые максимизируют благосостояние акционеров, даже если в интересах менеджера максимизировать их собственное благосостояние.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
- Проблема агентства — это конфликт интересов, присущий любым отношениям, в которых ожидается, что одна сторона будет действовать в наилучших интересах другой.
- Проблемы агентства возникают, когда у агента появляются стимулы или мотивы не действовать в полном объеме в интересах принципала.
- С помощью нормативных актов или путем стимулирования агента действовать в соответствии с наилучшими интересами принципала, проблемы агентства могут быть уменьшены.
Понимание проблем агентства
Проблема агентства не существует без отношений между принципалом и агентом. В этой ситуации агент выполняет задание от имени принципала. Агенты обычно привлекаются принципалами из-за разного уровня квалификации, разных должностей или ограничений по времени и доступу. Например, принципал наймет водопроводчика— агента — для устранения проблем с водопроводом. Хотя наилучший интерес водопроводчика заключается в получении как можно большего дохода, на него возлагается ответственность за выполнение любой ситуации, которая приводит к наибольшей выгоде для принципала.
Проблема агентства возникает из-за проблемы со стимулами и наличия усмотрения при выполнении задачи. Агент может быть мотивирован действовать таким образом, который не является благоприятным для принципала, если у агента есть стимул действовать таким образом. Например, в примере с сантехникой сантехник может заработать в три раза больше денег, рекомендуя услугу, в которой агент не нуждается. Присутствует стимул (в три раза больше оплаты), что приводит к возникновению проблемы агентства.
Проблемы агентства распространены в фидуциарных отношениях, например, между доверенными лицами и бенефициарами; членами совета директоров и акционерами; юристами и клиентами. Доверенное лицо — это агент, который действует в интересах принципала или клиента. Эти отношения могут быть жесткими в юридическом смысле, как это имеет место в отношениях между адвокатами и их клиентами из-за утверждения Верховного суда США о том, что адвокат должен действовать абсолютно честно, лояльно и лояльно по отношению к своим клиентам.1
Минимизация рисков, связанных с проблемой агентства
Агентские издержки — это тип внутренних издержек, которые принципал может понести в результате агентской проблемы. Они включают затраты на любую неэффективность, которая может возникнуть в результате найма агента для выполнения задачи, а также затраты, связанные с управлением отношениями принципал-агент и решением различных приоритетов. Хотя устранить проблему агентства невозможно, руководители могут предпринять шаги для минимизации риска агентских расходов.
Правила
Отношения принципал-агент могут регулироваться и часто регулируются контрактами или законами в случае фидуциарных настроек. Фидуциарное правило является примером попытки урегулировать возникающую агентскую проблему в отношениях между финансовыми консультантами и их клиентами. Термин «доверенный» в мире инвестиционного консультирования означает, что финансовые и пенсионные консультанты должны действовать в наилучших интересах своих клиентов.2 Другими словами, консультанты должны ставить интересы своих клиентов выше своих собственных. Цель состоит в том, чтобы защитить инвесторов от консультантов, которые скрывают любой потенциальный конфликт интересов.
Например, у консультанта может быть несколько инвестиционных фондов, которые можно предложить клиенту, но вместо этого он предлагает только те, которые платят консультанту комиссию за продажу. Конфликт интересов — это проблема агентства, при которой финансовый стимул, предлагаемый инвестиционным фондом, не позволяет консультанту работать в интересах клиента.
Стимулы
Проблема агентства также может быть сведена к минимуму путем стимулирования агента действовать в лучшем соответствии с наилучшими интересами принципала. Например, менеджер может быть мотивирован действовать в наилучших интересах акционеров с помощью таких стимулов, как вознаграждение, основанное на результатах деятельности, прямое влияние акционеров, угроза увольнения или угроза поглощения.
Руководители, которые являются акционерами, также могут напрямую привязывать вознаграждение генерального директора к динамике курса акций. Если генеральный директор обеспокоен тем, что потенциальное поглощение приведет к увольнению, генеральный директор может попытаться предотвратить поглощение, что станет проблемой агентства. Однако, если бы генеральный директор получал компенсацию на основе динамики курса акций, у генерального директора был бы стимул завершить поглощение. Цены акций целевых компаний обычно растут в результате приобретения. С помощью надлежащих стимулов интересы как акционеров, так и генерального директора будут согласованы и выиграют от роста цены акций.
Принципалы также могут изменять структуру вознаграждения агента. Если, например, агенту платят не почасово, а по завершении проекта, у него меньше стимулов не действовать в интересах принципала. Кроме того, отзывы о результатах работы и независимые оценки заставляют агента отвечать за свои решения.
Реальный пример проблемы агентства
В 2001 году энергетический гигант Enron объявил о банкротстве.3 Бухгалтерские отчеты были сфабрикованы, чтобы создать впечатление, что у компании больше денег, чем было фактически заработано. Руководители компании использовали мошеннические методы ведения бухгалтерского учета, чтобы скрыть задолженность дочерних компаний Enron и завышать доходы. Эти фальсификации позволили повысить курс акций компании в то время, когда руководители продавали часть своих акций.4
За четыре года, предшествовавшие подаче заявления о банкротстве Enron, акционеры потеряли приблизительно 74 миллиарда долларов в стоимости. 5 Enron стал крупнейшим банкротством в США в то время с активами в 63 миллиарда долларов. Хотя руководство Enron было обязано заботиться о наилучших интересах акционеров, проблема агентства привела к тому, что руководство действовало в своих собственных интересах.
Что вызывает проблему агентства?
Проблемы агентства возникают во время отношений между принципалом и агентом. Агенты обычно привлекаются принципалами из-за разного уровня квалификации, разных должностей или ограничений по времени и доступу. Проблема агентства возникает из-за проблемы со стимулами и наличия усмотрения при выполнении задачи. Агент может быть мотивирован действовать таким образом, который не является благоприятным для принципала, если у агента есть стимул действовать таким образом.
Что является примером проблемы агентства?
В 2001 году энергетический гигант Enron объявил о банкротстве. Бухгалтерские отчеты были сфабрикованы, чтобы создать впечатление, что у компании больше денег, чем было фактически заработано. Эти фальсификации позволили повысить курс акций компании в то время, когда руководители продавали часть своих акций. Когда Enron объявила о банкротстве, это было крупнейшее банкротство в США на тот момент. Хотя руководство Enron было обязано заботиться о наилучших интересах акционеров, проблема агентства привела к тому, что руководство действовало в своих собственных интересах.
Как смягчить проблемы агентства?
Хотя устранить проблему агентства невозможно, руководители могут предпринять шаги для минимизации связанного с ней риска, известного как агентские издержки. Отношения принципал-агент могут регулироваться и часто регулируются контрактами или законами в случае фидуциарных настроек. Другой метод заключается в стимулировании агента действовать в лучшем соответствии с наилучшими интересами принципала. Например, если агенту платят не почасово, а по завершении проекта, у него меньше стимулов не действовать в интересах принципала.